Выставка «Антимассовый плакат»

Мир ГУЛАГа принципиально неэстетичен, в нем нет места красоте. Репрессии в первую очередь уничтожают образ человека, эстетику его облика от самых заурядных деталей повседневности до сложнейших порывов души. Но в мире полной дискредитации общечеловеческих ценностей художник взывает к фразе Ф.М. Достоевского, – «Красота спасет мир», ибо у художника нет другого оружия против зла, кроме языка образов.
Книгу «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицын назвал «опытом художественного исследования». Можно ли исследовать ГУЛАГ «художественно»? Означает ли это попытку эстетически рассмотреть опыт тюрьмы и лагеря?
Советское искусство достигло высшего мастерства в жанре политического плаката. Образы строителей коммунизма, пионеров-первопроходцев, добрых вождей, ответственных работников обладали мощным эстетическим и мобилизующим эффектом, но будучи идеологически выверенными, они не несли в себе индивидуального, творческого отпечатка. Советское искусство обращалось к массам, но не к личности, игнорируя, что истина не тиражируется и передается только лично.
«Архипелаг ГУЛАГ» – это истина, рассказанная художественным языком. Невозможно другим способом донести весть о ГУЛАГе всему человечеству. Слишком много барьеров встает на пути истины, слишком много противоречий разделяет людей, но художник обращается эстетически к сердцу человека, к его нравственной интуиции поверх всех барьеров и противоречий. «Интуиция, – пишет А.И. Солженицын, – обеспечивает так называемый «туннельный эффект», другими словами, интуиция проникает в действительность как туннель в гору».
30 октября –
1 февраля 2020
Выставка «Антимассовый плакат» Музея истории ГУЛАГа – еще одна попытка использовать «туннельный эффект» в исследовании темы репрессий. Основная задача выставки – осмысление темы ГУЛАГа методом индивидуального, интуитивного постижения истины: каждый плакат выставки – плод личного творчества и авторского прочтения правды о ГУЛАГе.
В экспозицию вошли избранные графические работы художников со всего мира (Россия, Беларусь, Украина, Польша, Венгрия, Китай, Финляндия, Чехия, США, Япония), заявленные на конкурсе Московского международного биеннале графического дизайна «Золотая пчела 13» в номинации «Архипелаг ГУЛАГ».

Смотрите также